При буквальном прочтении руководства по эксплуатации, приложенного к любому автомобилю, можно решить, что перечень допустимых типов и марок масла для двигателя строго ограничен указанными в списке. Это не всегда так. Там же не прописано, бензин от какого именно производителя пригоден для автомобиля. Указывается только его октановое число. Ситуация с маслами точно такая же. Изготовитель двигателя не рискует упоминать все характеристики масел, поэтому предпочитает выбрать отдельные марки и провести испытания.
Процесс сертификации масел по результатам практической проверки очень сложен и затратен, а производит ГСМ великое множество фирм, в том числе известных и дорожащих своей репутацией. Поэтому не стоит сомневаться на тему, например, можно ли купить масло Эльф, если его нет в списке, а просто убедиться, что оно подходит по самым важным параметрам, которые и достойны перечисления.
Перед рассмотрением перечня характеристик, можно привести конкретный пример. Для двигателя какого-нибудь Опеля или Шевроле указана применимость масла Dexos 2 5W-30. При этом в наличии имеется прекрасное моторное масло Шелл Helix HX8 Synthetic 5W-30, которое имеет те же возможности, а по классу даже превышает рекомендованное. При этом имеет ту же вязкость, назначение, состав и даже допуски некоторых производителей двигателей. Можно ли его применять? Конечно.
Вязкость
Эти требования надо соблюдать. Моторы разрабатываются под определённые свойства масел проникать и удерживаться в парах трения, создавать нужное давление на выходе маслонасоса и обеспечивать требуемую прокачиваемость. Особой строгости, как правило, нет, часто производители указывают целый ряд цифр вязкости в зависимости от предполагаемой температуры окружающей среды.
Надо понимать, что первое число или цифра в маркировке вязкости, после которого стоит буква W, кодирует поведение продукта при низкой температуре, то есть защиту двигателя при холодном пуске, а то и саму возможность этот пуск произвести. После прогрева эта цифра ни на что не влияет.
Второе число важнее, именно оно отвечает за обеспечение всех свойств при рабочей температуре. Хотя принципиальной разницы, например, между 30 и 40 нет. Можно сказать, что моторы, изначально рассчитанные на 30, с возрастом будут лучше себя чувствовать на 40. Зазоры увеличиваются, и в них лучше поработает чуть более вязкий состав.
Класс
Запутанная система классификации масел по качеству рассчитана скорее на профессионалов. Но ориентировочно можно считать, что APISMвсяко не хуже, чем APISL. Требования к нему свежее, а значит и состав более совершенен. А подробности можно почитать в описании самого стандарта, там они изложены с разной степенью пространности, в зависимости от источника.
Допуски
Производители двигателей параллельно с указанием конкретного масла под оригинальным брендом, пишут набор букв и цифр, означающих номер допуска. Это говорит, что все масла прочих изготовителей, на которых указан данный допуск, тоже подходят. Но совершенно не значит, что если допуска на масле нет, то оно непригодно. Просто его не успели или не захотели испытывать. Но из текстового описания нетрудно догадаться, что оно тоже двигатель не испортит. Или наоборот. Можно и проконсультироваться на профильных сайтах, там эти вопросы давно и подробно рассмотрены.
Дизель и бензин
Сейчас этот вопрос практически отпал. Большинство масел имеют свойство универсальности, что на их этикетках и написано. Стоит лишь уточнить применяемость продукта в турбированных агрегатах. Турбочарджеры очень не любят некачественное масло.
Синтетика или минералка
Практически это имеет смысл для очень экономных владельцев старых автомобилей. Но туда реально можно лить почти что угодно. Для уходящих в прошлое Жигулей, например, просто невозможно найти на рынке непригодный продукт. Его никто не производит. Остальным можно не сомневаться и лить масла на синтетической основе. Просто выбирать производителя не из самых дорогих и элитных.
Желающим же порадовать двигатель особо качественным продуктом, хотя и без заметного результата, можно порекомендовать изучение многочисленных независимых тестов моторных масел. Там они изучаются досконально, с применением лабораторных и моторных методик. Если, конечно, не попадать при этом на откровенно заказные материалы.